О вреде железных дорог

В 1884 году при освящении вокзала в Одессе архиепископ Никанор Бровкович "произнес замечательное слово против железных дорог - при освящении одной из них» (Трубецкой С. Н. Противоречия нашей культуры. // Собрание сочинений кн. С. Н. Трубецкого. т. 1. Публицистические статьи 1896-1905 гг. - М., 1907. с. 220).

"преосвященный Никанор Херсонский осуществил мою давнюю мечту о русском иерархе, громящем пар и всю эту оргию «обмена» на каком-нибудь вокзале, то есть в самой берлоге беспощадного чудовища" (Константин Леонтьев).

***
Вот это слово:

"Явный вред и ясно предвидимая опасность быстрых путей сообщения заключаются в том, что мы скоро живем и торопимся жить. Быстрые современные сообщения развивают до неимоверности ту быстроту, с какою мы несемся неведомо куда, опасно, как бы не в бездну. Излишняя быстрота всегда и везде опасна.

Вообразим, что наша земля, кружась по своему эллиптическому пути около солнца, делает 26 верст в секунду, более 1500 верст в минуту, около 100 000 верст в час, а в год развивает страшную быстроту многих миллионов верст своего бега вокруг солнца. Но и солнце не стоит. По новейшим вычислениям оказывается, что скорость поступательного движения всей солнечной системы равняется 232 500 900 верст в год, что составляет в сутки для солнечной системы 637 000 верст, которую для земли нужно умножить еще на скорость ее движения вокруг солнца, а для каждой местности на земле, напр., для этого пункта, на котором мы стоим, нужно умножить еще на скорость вращения нашей широты вокруг земной оси. Таким образом, земля вращается на своей оси и носится в пространстве вокруг солнца; солнце само вращается около своей оси и совершает поступательное движение другого центрального солнца. Но и на этом остановиться нельзя. Без сомнения, и солнце нашего солнца подчиняется общему закону движения. Тут же в вычислении скорости вселенной изнемогает и воображение. Пусть эта скорость вращения земли вокруг своей оси, вокруг солнца уже для нашего солнца нами не замечается и не чувствуется. Но можно ли сказать, что и эта внесознательная для нас быстрота движения вселенной не влияет на нашу жизнь? Конечно, влияет и оказывает влияние огромное на распределение земных сил, обнаруживающих прямое влияние на благосостояние человека, на равновесие суши и вод и воздуха, на известное распределение воздуха и тепла, электричества и тяготения. А к этой всемирной теллурическо-астрической скорости движения человек присоединяет еще свою самодельную одуряющую скорость движения по железным путям, на крыльях ветра, на парах и электричестве, по морю и под водою, и под землею, на аэростатах, посредством нагретого воздуха, водорода и чего-то там еще, скоро, быть может, понесется и посредством солнечного света. А что электричество будет запряжено, как мощный двигатель-скороход, это не подлежит сомнению. Это вопрос не только близкого будущего, но уже и настоящего времени. Не все же молниям праздно бороздить небо, а на земле только жечь и крошить. Скоро, скоро обуздают их и погонят и возить, и мельницы вертеть, и всякие тяжести двигать.Collapse )
Опасно, как бы земля не стала скоро походить на всемирный паутинник, который опутывает весь земной шар, в котором плавает только отощалый всеядный человек, как голодный паук, не имый кого и что поглотити, так как сам же он пожрал, побил, истерзал все живое на поверхности всей земли. Эти железнодорожные линии не похожи ль на нити всемирной паутины?..
http://dugward.ru/library/leontjev/leontjev_episkop.html

***

В 1858 г. архимандрит Никанор (Бровкович) был переведен с ректорского места в Рижской духовной семинарии на ректорство же в семинарию Саратова.
Из Риги в Петербург он путешествовал на почтовой карете.
Причем отец Никанор писал, что «самым замечательным явлением в моей Рижско-Петербургской дороге были мои спутники...» Спутниками же были несколько французов и обрусевших
немцев. Они все были крайне предупредительны и любезны по отношению к православному священнослужителю, несмотря на то что среди них был один католик и несколько протестантов.

Негативным моментом дороги была, как это обычно бывает, сама дорога: отсутствие провианта по пути, невозможность заснуть, необходимость выходить из кареты в тех случаях, когда она застревала в
грязи (ранняя весна была теплой в Прибалтике, а карета оказалась санной).

Архиеп. Никанор особо отмечал ту небрежность, с какой обращался почтовый служащий к нему как священнослужителю на почтовой станции в Петербурге при оформлении приезда пассажиров. Владыка описывал это так: «Принимал нас здесь какой-то мелкий чиновник... С пошло-солдатским раболепием и суетливостью обращается он к одному моему спутнику... Так перебрал он человек трех моих спутников, не обращая на меня ни малейшего внимания... теперь на очереди лежал мой билет. Что же? Мой чиновник хладнокровно положил его под низ всех билетов и раболепно спрашивает хозяина следующего за моим билета. Тот расписывается, получает свои вещи, уезжает, и так до последнего...
Остаюсь я. “Это ваш билет?”, переменив тон с раболепно-услужливого на холодный канцелярский, спрашивает меня мой чиновник. “Мой”, отвечаю я. — “Священника-то вы последним и заметили”... “Где же вы тут записаны?” продолжает спрашивать меня этот джентльмен. Я указываю, — как раз на первом месте списка значится: “Архимандрит Никанор”. “Вы священник”, продолжает
он, не торопясь, спрашивать меня. “Архимандрит”, отвечаю я. “Распишитесь”,
говорит он хладнокровно».

Из Петербурга в Москву архим. Никанор отправился по железной дороге во втором классе. Однако все перемещения после Москвы производились на извозчиках, с чем и были связаны все дорожные перипетии.
«Тут я очутился лицом к лицу с русскою природою: с низкопоклонную дерзостью ямщиков, с прескверными станциями, с крайне разбитою дорогою так, что меня беспрерывно перебрасывало с боку на бок; с пустынными, за Рязанью — даже с степными видами... с сильными холодами так, что я, закутанный в несколько шуб, промерзал до внутренностей, и в добавок, с великим постом». Владыка описывал, как его укачивало на изрытых колдобинами дорогах до такой степени, что он не мог ни есть, ни спать: «...если бы судьбе угодно было бросить меня примерно в Иркутск, я не доехал бы, — умер бы на дороге от голода и бессонницы».

Полноту картины тяжести переезда дополняют несколько историй, произошедших с архим. Никанором в дороге. Все эти истории так или иначе связаны с поломками транспорта и обманом извозчиков, вымоганием денег с путешественника за скорость, за ремонт, за осторожность езды. По поводу одной из подобных историй владыка Никанор заключает: «Только звоном кошелька я размягчил не без труда эту черствость: убедил старосту за тройную плату довезти меня до почтовой станции, щедро расплатившись и с негодяем — прежним моим извозчиком, убив на эти унизительные переговоры до трех часов времени, натерпевшись на открытом воздухе холода, в избах нанюхавшись зловония, перечувствовав тысячи опасений... Сколько гадкого в русском человеке!».

file:///C:/Users/A4F7~1/AppData/Local/Temp/arhiepiskop-nikanor-brovkovich-o-vrede-idei-progressa-i-veroyatnoy-polze-zheleznyh-dorog.pdf

Ну и день!

«Ну и день!» –
Первоклассник, сын мой,
Впервой не бежит, идёт,
Взвалив на цыплячью спину
Ранец первых забот.

«Ну и день!» –
Альпинист промолвил
У поднебесных нив,
На виду у орлов и молний
Друга похоронив.

Collapse )

Плюющиеся Диктаторы

Фернандо Санчес Кастильо  Плюющиеся диктаторы.jpg


Фернандо Санчес Кастильо (1970 г.р.) - испанский скульптор. То, что он вылепил – слегка шокирует. Ёмко, выразительно, идея отлично прочитывается. Можно соглашаться с замыслом автора, можно отрицать главное – плюющих на мир диктаторов, но равнодушным он не оставляет.
Collapse )
Барт

Зачем в городе нужна зелень?



На европейскую часть России пришла жара. В Москве повторился температурный рекорд июня, а в Петербурге он был даже побит. Метеорологи говорят, что завтра-послезавтра будет ещё жарче: столица может раскалиться до 37 градусов.

В такую жару каждому хочется спрятаться в тенёчке. Его ищут даже фанаты парковок и многополосных магистралей вместо улиц. Но тени часто уже нет, потому что все деревья вырублены или кронированы (и неизвестно ещё, что хуже).

Считается, что деревья в городе нужны, потому что они генерируют много кислорода. На самом деле это не совсем так, но их роль кондиционера никто не отменял. Деревья охлаждают город, причём не только путём поглощения углекислого газа, но и просто за счёт тени, которую они создают. В результате температура на улицах с деревьями намного ниже, чем на улицах без деревьев.



Это само по себе не открытие, но в условиях нынешней жары жители Москвы и Санкт-Петербурга независимо друг от друга решили замерить, как распределяется температура в их городах:

Collapse )
лорре
  • humus

1967. Израиль после Шестидневной войны. Часть 2



1967. Израиль после Шестидневной войны. Часть 1


01. Снимок с самолета, пролетавшего над Тиранским проливом, отделяющим Красное море от залива Акаба, недалеко от Синая

Collapse )

Майская поездка "К истокам рек". Часть 1. От Шлино до Бородино

На неожиданно подаренные майские выходные совершили спонтанную поездку по шести российским регионам. Маршрут особо не прорабатывался, по ходу движения менялся и подстраивался. Впрочем, какой-никакой план мы всё-таки состряпали и назвали нашу мини-экспедицию "К истокам рек".

Ездили мы 8 дней, с 3 по 10 мая, общий пробег составил 2450 км. Погоды всё время стояли отвратные. Без дождя и холода обошлось всего пару дней - 9 и 10 мая, когда мы уже держали путь домой.

Маршрут в итоге получился такой: Санкт-Петербург - озеро Шлино - Новоиерусалимский монастырь - Главный храм Вооруженных Сил - Можайск - Бородинское поле - Гагарин - Клушино - Вязьма Богородицкое поле - Хмелита - Свято-Владимирский монастырь на истоке Днепра - Вязовская волость - Порхов - Ильмень - Великий Новгород.

Заявленная в названии экспедиции задача была с успехом реализована. В общей сложности мы посетили четыре истока рек: Москвы-реки (течёт из болотца около трассы М1), Великой (берёт начало из родников в самой глуши Псковской области), Волхова (у Ильменя километрах в пяти от Великого Новгорода).

Но главной нашей целью было добраться до истока Днепра, вытекающего из болот в Смоленской области. И, пожалуй, из всех посещенных мест здесь и понравилось больше всего.



Под катом немного общих впечатлений и карта маршрута.

Collapse )
Весна

Коломенское.

Коломенское, летняя царская резиденция.


Музей-заповедник «Коломенское» над Москвой-рекой — самая известная из летних «дворцовых» усадеб столицы и одна из удивительнейших достопримечательностей России.


Collapse )

def_1
  • kuba

В Мордовские земли: Рязанско-Тамбовское пограничье.

В первые майские праздники решили продолжить тенденцию этого сезона - открытие новых для себя регионов. За 4-дневную поездку таких оказалось целых три: Мордовия (основная цель) и (краешком) Пензенская и Тамбовская области. Но начинали мы программу в хорошо знакомой нам Рязанской области, вернее, в юго-восточном ее углу, граничащем с Мордовией и Тамбовщиной.
Несмотря на неоднократные визиты в Рязанскую область, много здесь мы до сих пор не видели. Сначала заехали в Чучковский район, где осмотрели два объекта: заброшенную церковь Рождества Богородицы (1690-е гг) в селе Остро-Пластиково и живописная полуруина Казанского храма (1780-1785 гг) в бывшей деревне, а нынче в урочище Копнино, куда от райцентра Чучково, где кончается дорога (весьма пристойного качества, кстати), нужно идти пешком вдоль распаханных полей около 4 км.
Collapse )

Казанская церковь (1780-1785 гг) в урочище Копнино, куда можно добраться только пешком, видна издалека.

В расположенном прамо на трассе М5 селе Польное Конобеево (это уже Шацкий район) стоит осмотреть недавно отреставрированную деревянную шатровую мельницу, выстроенную в 1903 г. К тому же, это единственная сохранившаяся деревянная мельница на территории Рязанский области. Внутри неплохо сохранился механизм, но рассмотреть его мы смогли только через окошки основания - мельница закрыта на замок.

От Польного Конобеево хорошего качества дорожка ведет еще к двум интересным объектам. Первую остановку сделали у усадебного дома Э.Д. Нарышкина (представителя древнего рода, получившего обширные земли в Тамбовской губернии еще при Петре I) Быкова Гора, выстроенного в 1870-х гг. Это некогда прекрасное деревянное строение в готическом стиле - с угловой башенкой, красивой изогнутой галереей, стрельчатыми окнами, - к сожалению, стремительно ветшает и разрушается. Например, рухнул двухэтажный деревянный балкон, украшавший дом со стороны парка. Боюсь, судьба самого дома тоже висит на волоске, протом что он не бесхозный - принадлежит расположенному рядом Успенскому монастырю в Выше.
В монастырь мы тоже заехали - и увидели впечатляющий комплекс построек XVIII-XIX вв, обнесенных стеной с башнями. От XVIII в здесь осталась только Успенсая церковь (1762 г). Остальные постройки и ограда возникли на протяжении XIX в. Все здания либо уже отреставрированы, либо реставрируются сейчас (возможно, поэтому монастырю не хватает ресурсов на дом в Быковой Горе).

Еще один интересный памятник деревянной архитектуры можно увидеть в стоящем в нескольких километрах от трассы М5 селе Темешево (Аксельмеево). Это деревянная Никольская церковь, выстроенная в 1864 г в стиле эклектики. К сожалению, внутрь попасть не удалось, несмотря на пасхальные дни.
Чуть ближе к Москве в небольшом райцентре Путятино соханилась каменная Покровская церковь (кон. XVII в), где внутри частично сохранились росписи нач. ХХ в и иконостас 1912 г.
Collapse )

Успенский монастырь в Выше чем-то неуловимо напоминает "цветные" монастыри Мордовии (о которых я расскажу в следующий раз). Слева направо: ограда XIX в, церковь Казанской иконы Божией Матери (1831-1844 гг), собор Рождества Христова (1874-1890 гг).

Моршанский район Тамбовской области граничит с Шацким районом Рязанщины. Здесь нас интересовало село Новотомниково, куда от Щацка можно добраться по шоссе на Моршанск. В Новотомниково когда-то располагалась богатая усадьба Воронцовых-Дашковых, реконструированная при И.И. Воронцове-Дашкове в 1880-х гг. Созданием ансамбля усадьбы руководил известный архитектор Николай Султанов. По его проектам возникли здесь два главных дома, больница, дом для слуг, несколько деревянных домов. На территории усадьбы действовал конезавод, где Воронцов-Дашков разводил орловских рысаков. Сейчас все это, к сожалению, пребывает в упадке и запустении: усадебный дом (1880-х гг) заколочен, а из нескольких корпусов конного двора действующим выглядит только один: здесь в загоне скакала и громко ржала одна красивая серая лошадь в яблоках. Второй усадебный дом используется и сейчас как школа.
Лучше всего чувствует себя краснокирпичная Благовещенская церковь, выстроенная в 1884-1890 гг тоже по проекту Николая Султанова в русском стиле. Она отличается интересной архитектурой: мне понравилась широкая колокольня и богатый декор стен церкви из фигурного кирпича. Но главное, ради чего стоит ехать в Новотомниково, - это интерьер храма, где частично сохранились не только росписи кон. ХIХ в, но и роскошный полихромный керамический иконостас.
Добравшись до Новотомниково по паршивой латаной-перелатаной дороге, мы, к своему огорчению, обнаружили храм закрытым. Никто из местных не мог нам толком объяснить, где взять ключ. Но у меня были какие-то предчувствия - и потому, когда после недолгой прогулки по парку и осмотра  усадебных построек и конезавода, мы обнаружили у крыльца церкви припаркованный автомобиль, я почти не удивилась.
И действительно, оказалось, что после служб в нескольких окрестных храмах сюда вернулись священник и дьякон. Сначала они не хотели открывать нам храм, ссылаясь на сильную усталость. Но в итоге нам удалось их уговорить - и церковь нам открыли. Пробыли внутри мы минут 15, активно общаясь с одним из служителей. Просить о фото мне было уже неудобно (итак люди пошли нам навстречу), потому фотография интерьера у меня лишь одна. Но, думаю, она вполне способна дать представление о великолепии местного иконостаса.

Collapse )

Единственное фото, которое я сподобилась сделать внутри Благовещенской церкви в Новотомниково. Роскошный керамический иконостас сохранился со времен постройки церкви.